Главная Карта сайта Версия для печати
СМИ о ЖКХ
 

Всё о «монетизации» льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальных услугмонетезация.jpg

Вопрос №1: Что такое «монетизации» льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг?

Ответ: «Монетизация» - это перевод мер социальной поддержки населения на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг из натуральной формы в денежное выражение. В настоящее время «льготники» оплачивают жилищно-коммунальные услуги за «вычетом» положенных ему льгот. С 2010 года в «платежках» будет указана 100% оплата за оказанные жилищно-коммунальные услуги, а положенные льготы в виде денежных эквивалентов (денежных сумм) будут перечисляться либо на расчетные счета в банках (как правило, куда поступают пенсии или другие положенные выплаты от государства), либо будут получены через Почту (также вместе с пенсией). Важно отметить, что выплаты буду упреждающими, т.е. будут получены до момента оплаты за жилищно-коммунальные услуги (до 1 числа каждого месяца, начиная с 1 февраля 2010 года). 

Вопрос №2: В связи с чем проводится очередная «монетизация»?

Ответ: Это требования Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию ЖКХ», в соответствии со ст. 14 которого необходимо выполнить определенный перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (в т.ч. на ремонт домов и переселение из ветхого и аварийного жилья). По этой причине не позднее 01.01.2010 года в области необходимо наличие нормативных правовых актов, предусматривающих установление на основании федерального и регионального законодательства мер социальной поддержки гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме.  

Вопрос №3: Каков механизм предоставления?

Ответ: Итак, следует уяснить, что меняется только механизм выплат. «Платежка» будет содержать 100% стоимость жилищно-коммунальных услуг, а все положенные льготы в виде денежных сумм будут получены «льготником» одним из двух способов:
1. На расчетный счет в банке (куда уже поступают пенсии или другие выплаты).
2. Через Почту (вместе с пенсией, либо дополнительно).
 
Вопрос №4: Что-то нужно предпринимать «льготникам»: куда-то идти, что-то оформлять?

Ответ: Если «льгота» уже оформлена и гражданин получает ее в настоящее время, то никуда идти и ничего оформлять не надо. Если право на льготы возникло до конца 2009 года, т.е. до 31 декабря 2009 года, то оформление льгот осуществляется, как и прежде самим гражданином в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (в линейных участках – это льгота по квартплате, Сбытовой компании – это льгота на свет, «Яррегионгаз» - льгота на твердое топливо или сжиженный газ и т.д.) 

Если право на льготу возникнет после 01.01.2010 года, то оформление льгот будет осуществляться в органах социальной поддержки населения по месту жительства при предоставлении следующих документов:
1. Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
2. Документ, подтверждающий право на льготу (справку МСЭК или удостоверение «Ветерана труда» или др.);
3. Пенсионное удостоверение;
4. Документ, подтверждающий характеристику жилья;
5. Справку о составе семьи;
6. Справку органов соцзащиты с места жительства о неполучении гражданином компенсации по месту жительства – в случае регистрации льготополучателя по месту пребывания;
7. Разрешение на совершение сделок с имуществом подопечных, если льготоплучатель является несовершеннолетним или признан в установленном порядке недееспособным (ограниченно дееспособным). 

Вопрос №5: А если человек прописан в одном месте, а фактически пребывает в другом, будет ли он получать выплаты?

Ответ: Да. Компенсационные выплаты будут предоставляться и выплачиваться льготополучателю по одному месту жительства: либо где он зарегистрирован, либо где он пребывает на территории Ярославской области, но при условии, что по месту регистрации эти выплаты не предоставляются.
 

Вопрос №6: А если в семье несколько льготников, кто получит?

Ответ: Выплаты получит каждый льготник по своим основаниям. Например: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Многодетные семьи: имеют право на скидку в размере 30% при оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытового мусора и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления), а семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Меры социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. 

Причем каждый льготник получит выплаты индивидуально (либо на расчетный счет в банке, либо по Почте по ведомости).  

Вопрос №7: Если я получаю пенсию 7 числа, когда я смогу получить компенсацию?

Ответ: Пенсию граждане получает с 1 по 24 число каждого месяца в свой определенный день. Поэтому все те, кто получают пенсию с 11 по 24 число будут одновременно получать и компенсацию. А вот те, граждане, кто получает пенсию с 1 по 10 число буду получать компенсацию по особому графику доставки в другой день, в период с 11 по 24 число каждого месяца (график будет доведен до сведения населения после 15 декабря). Другими словами говоря, указанные получатели дважды в месяц будут ожидать своего почтальона: один раз в свой день с 1 по 10 - с пенсией, второй раз в период с 11 по 24 – с компенсацией (день будет уточнен). Если второй раз по какой-либо причине компенсация не доставлена (не оказалось дома) деньги можно будет получать ежемесячно с 25 по последний день месяца на самом почтовом отделении.  

Вопрос №8. Ни для кого ни секрет, что в январе мы отдыхаем до 10 января, когда мы сможем получить свои компенсационные выплаты?

Ответ: До 1 февраля деньги получат все льготники: и получающие на расчетные счета в банках и получающие по Почте. Последние получат свои положенные в период с 25 по 30 января. Почтальоны по специально составленному графику разнесут деньги именно в этот период всем своим получателям. Таким образом, у всех будут средства для оплаты жилищно-коммунальных услуг за январь в положенные Жилищным Кодексом сроках, т.е. до 10 февраля 2010 года.  

Вопрос №9. Несут ли льготополучатели какую-либо ответственность?

Ответ: Да. Прежде всего за предоставление сведений об изменении состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельств, влекущих утрату права на получение мер социальной поддержки или изменения ее размера в течении 14 дней с момента наступления этих изменений. В случае не предоставления такой информации и необоснованного получения компенсации, эти средства должны быть возвращены льготополучателем органам соц.поддержки на основании направленного в его адрес извещения. Если же льготополучатель получил излишнюю сумму, то необоснованно полученная компенсация засчитана будет в счет будущей компенсации, т.е. в следующем месяце выплата будет меньше. И, безусловно, льготополучатели обязаны вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Собственно с той целью и вводится упреждающий характер выплаты. 

Вопрос №10: Если у льготника возникнут вопросы по расчетам сумм, то куда ему необходимо будет обращаться?

Ответ: Ответственность за правильность расчета сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и своевременность предоставления информационных сведений органам соц.поддержки несут ресурсоснабжающие организации, т.е. «Управдомы», ТСЖ или ЖСК, Сбытовая компания и т.д. Эти же организации обязаны в соответствии с постановлением от 28.10.2009 г. № 1070-п информационно в «платежках» указывать размер компенсационных выплат. Следует отметить, что общая сумма компенсации будет складываться из всех положенных льгот: за квартплату + за свет + и т.д. 

Вопрос №11: Для чего сейчас собирают подписи с населения в бланках «Согласие на обработку персональных данных» и какое отношение они имеют к «монетизации»?

Ответ: Эти два процесса совпали во времени. Поэтому «монетизация» и сбор согласий – это разные вещи. Дело в том, что в соответствии со 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» органы соц.защиты имеют право обрабатывать существующие базы данных льготополучателей только с их письменного персонального согласия. Поскольку от тех граждан, которые получают в настоящее время выплаты через органы соц.защиты, такие разрешения уже имеются, то встает вопрос о тех льготниках, кто с 2010 года только начнут получать выплаты через органы соцзащиты. Надо понимать, что все данные у органов соцзащиты уже есть, необходимо лишь привести деятельность в соответствие с федеральным законодательством.  

Население напугано тем, что их данные могут «утечь» на сторону и в случае отказа о подписании таких согласий они лишатся выплат. Спешу успокоить: этого не произойдет: каналы защищены, а выплаты будут продолжены даже при отказе от подписания названных согласий. Бланк согласия унифицирован и составлен в соответствии с требованиями 152-ФЗ, поэтому повторю, речь идет только о формальном приведении в соответствие деятельности органов соц.поддержки с требованиями федерального закона № 152-ФЗ.   Вся причина в том, что на уровне федерального законодательства органы соц.защиты не признаны официальными Операторами по обработке персональных данных льготополучателей (а вот Пенсионный Фонд официально признан федеральным законодательством оператором, а база данных – официальным федеральным регистром). Таким образом, в настоящее время не исполнять требования федерального законодательства органы соц.поддержки не имеют права, поэтому такая работа и началась, с другой стороны – необходимо внести изменения в федеральное законодательство в части признания органов соц.защиты Оператором, а базы данных – федеральным регистром.  

Вопрос №12: Почему этой работой занимаются старосты, а не социальные работники.

Ответ: Во-первых, необходимо собрать около 140 тысяч таких согласий, органам соц.поддержки с такой нагрузкой не справиться. Во-вторых, мы отказались от вызова населения в органы соц.поддержки, во избежание создания очередей. Поскольку ближе всего к жителям города стоят старосты домов и уличкомов, было принято решение о привлечении их к этой работе. Однако, надо констатировать, что «сработала» система двояко: большинство старост отработали задачи на высоком уровне, как например, институт старост в Красноперекопском районе, за что им глубокая благодарность и признательность. С другой стороны, выяснилось, что есть некое недоверие к старостам по отдельным домам районов города, а где-то старост попросту нет. Таким образом, из-за отсутствия полноценной информации появились необоснованные домыслы и слухи, а также обращение к Прокурору Ярославской области о правомерности действия властей. 

По этому поводу поясняем следующее: для того, чтобы принять решение о необходимости сбора согласий были заказаны соответствующие исследования у специализированной организации, имеющей лицензию на право деятельности в этой сфере. И по заключению этой организации был сделан вывод, что собирать подобные согласия необходимо, иначе уполномоченные на осуществление социальных выплат органы соц.поддержки, а в городе Ярославле – это управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля и  муниципальное учреждение «Центр социальных выплат» города Ярославля» за неисполнение требований федерального закона понесут определенную ответственность вплоть до уголовной (штрафы, конфискация, приостановление деятельности до 90 суток, дисквалификация должностного лица, исправительные работы, арест, увольнение).   


Возврат к списку